Привлечение родителей (законных представителей) к образовательной деятельности
Самоотчет по работе с родителями
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?
Поэтому мне хотелось быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.
Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей.
Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада потому, что любить надо уметь и любить надо учить. Очень часто приходится наблюдать, что любящие родители не умеют любить своих детей.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия детского сада и семьи, на усиление его воспитательного потенциала.
В работе с родителями я использую много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Планируя ту или иную форму работы, я всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность, эмоциональность.
Использую наглядно-информационные методы. С их помощью знакомлю родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуем преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. Широко в нашей группе используется такая информационно-ознакомительная форма, как Дни открытых дверей. Я рассматриваю эту форму взаимодействия прежде всего как способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами психолого-педагогической работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка.
Систематически в группе проводятся выставки совместного творчества родителей и детей. Из опыта работы я знаю, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Именно этот интерес я использую при организации выставок фотографий, рисунков, поделок. В течение этого года были организованы – выставки рисунков: «Наш любимый детский сад», «Птица сказочного леса», «Зимушка-зима». Выставки поделок: «Осени щедрые дары», «Тканевая кукла из бабушкиного сундука»
Все формы взаимодействия с родителями, используемые мною в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Хорошо налажено общение между семьей и группой детского сада, что способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в детском саду полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Пусть основной труд по изготовлению поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества.
Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребенка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.
Перспективный план работы с родителями.
Цель: Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Задачи:
Сентябрь
Родительское собрание «Цели и задачи учебно-воспитательной деятельности на учебный год»
Консультация «Адаптация ребенка в детском саду»
Изготовление папки-передвижки «Адаптация и условия ее успешного прохождения»
Фотовыставка «Воспоминания о лете»
Консультация «Режим дня в детском саду»
Беседа «Что умеет 4-летний ребенок»
Консультация «Как одеть ребенка на прогулку осенью»
Изготовление папки-передвижки «Безопасность ребенка на дороге»
Октябрь
Консультация «Профилактика ОРЗ в осенний период»
Беседа «Рациональное питание детей дошкольного возраста»
Беседа «Игрушка – обязательный спутник детских игр»
Изготовление папки-передвижки «Безопасный дом»
Консультация «Формирование познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности у детей 4-5 лет»
Конкурс осенних поделок «Дары осени»
Проведение осеннего праздника
Ноябрь
Консультация «Во что играть с детьми»
Беседа «Компьютер и телевизор: за и против»
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Моя мама лучшая на свете»
Консультация «Упрямство и детские капризы»
Беседа «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка»
Декабрь
Консультация «Гиперактивный ребенок»
Изготовление папки-передвижки «Здравствуй зимушка, зима»
Консультация «Как научить ребенка собирать игрушки»
Беседа «Ребенок и домашние животные»
Изготовление папки-передвижки «Трудовое воспитание»
Проведение новогоднего праздника
Январь
Изготовление папки-передвижки «Речевое развитие детей 4-5 лет»
Беседа «Как наказывать ребенка»
Консультация «Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка»
Беседа «Детское любопытство»
Консультация «Патриотическое воспитание детей»
Анкетирование родителей
Февраль
Изготовление папки-передвижки «Как раскрыть и развить таланты ребенка»
Беседа «Как научить ребенка любить природу»
Консультация «Гимнастика для глаз»
Выставка «Мы с папой»
Консультация «Детские страхи»
Проведение совместного досуга «Масленица»
Изготовление информационного стенда «Ребенок и чужие люди»
Март
Проведение праздника 8 Марта
Беседа «Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка»
Консультация «Почему ребенок врет: ложь и фантазия»
Фотовыставка «Я и моя мама»
Консультация «Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка»
Беседа «Как правильно одеть ребенка на прогулку весной»
Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков и здоровье ребенка»
Апрель
Консультация «Пальчиковые игры»
Беседа «Проблемы ребенка в общении»
Организация досуга «День здоровья»
Консультация «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Изготовление папки-передвижки «Правила дорожного движения»
Изготовление фотовыставки «Наша группа»
Май
Консультация «Организация совместного семейного отдыха на природе»
Беседа «Режим дня в детском саду на летний период»
Изготовление папки-передвижки «9 Мая»
Беседа «Режим работы детского сада на летний период»
Проведение досуга «Здравствуй лето»
Воспитатель Наумова Евгения Леонидовна
Детский сад №79''Лучик'' г.Якутск