Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Программа и план работы кружка по конструированию с детьми среднего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

XXI в. внёс в систему образования дошкольников новые игры и развлечения.

Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и

простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить.

Развитие образовательного процесса идёт по многим направлениям,

затрагивая главным образом формирование личностных качеств

дошкольника. Результатом образовательной деятельности дошкольных

учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а

приобретаемые ребёнком качества, такие, как любознательность,

активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность,

которые наилучшим образом способствуют развитию детей.

В то же время педагог должен искать способы наиболее интересного

и в то же время несложного развития вышеперечисленных качеств.

Трудно заинтересовать детей абстрактными понятиями и уж тем

более невозможно заставить их выучить материал, если они не

понимают цели его изучения.

В своей профессиональной деятельности педагог должен стремиться использовать разнообразные приёмы и методы развития детей, ведь нынешние дошкольники живут в мире компьютеров, интернета, электроники и автоматики и хотят всё это изучать и использовать в процессе образования. Одним из путей достижения этих целей является совместная интеграционная деятельность дошкольника, педагогов и родителей по лего-конструированию.

Основные цели обучения лего-конструированию:

  • Социально-эмоциональное развитие: распознавание и понимание эмоций, изучение взаимоотношений, коммуникативные компетенции, самопознание, совместная работа и работа по очереди.
  • Раннее языковое развитие: навыки говорения и слушания, творческое мышление, сторителлинг, совместная деятельность, ролевые игры.
  • Раннее математическое развитие: решение задач, наблюдение и умение делать выводы, простые арифметические действия, сортировка и категоризация, логическое мышление.
  • Позновательное развитие: творческое мышление и самовыражение, изучение мира вокруг, социально-эмоциональный интеллект, роли и обязанности.

Главным фактором развития детей с помощью Лего является, конечно же, само по себе конструирование, с помощью которого дошкольники учатся правильно создавать конструкции по схемам, подбирать детали, варьировать их, выстраивать модели. Это позволяет не только развивать в них навыки конструирования, но и решать проблемы в других образовательных областях, предусмотренных программой ДОУ. Используя конструктор, перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, при достижении которых они, сами того не замечая, обучаются. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального.

Творческая, не рутинная деятельность привлекает каждого ребенка, заставляет его думать, так как она связана с созданием нового, открытием нового знания и своих собственных неизведанных способностей.

Это очень сильный и действенный стимул к занятиям Лего конструированием, к приложению усилий, нацеленных на преодоление возникающих сложностей при создании изделия.

Если деятельность дошкольника находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей, то она развивает его способности, максимально используя зону потенциального развития.

Деятельность, которая находится в рамках, не достигающих оптимальной зоны трудностей, гораздо меньше развивает способности ребенка. Если конструирование очень простое для ребенка, то оно всего лишь реализует, использует те способности ребенка, которые у него уже есть; если задание слишком сложное, практически невыполнимое для ребенка, то это тоже не формирует новые умения и навыки.

Для развития способности детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования должны быть созданы условия:

– процесс конструирования должен приносить ребенку удовольствие;

– конструктивно-игровую деятельность детей необходимо начинать способом «от простого к сложному»;

– обеспечение успеха в начале работы по конструированию;

– доступность и достаточность количества комплектов конструктора для всех детей;

– все задания ребенок должен выполнять самостоятельно;

– равноправное общение детей со взрослыми;

– личностно-ориентированный подход педагога к ребенку;

– общение должно носить познавательный характер;

– создание ситуации выбора, предоставление дошкольникам реальных прав выбора цели, задач, условий, материалов, средств деятельности.

Лего-конструирование как педагогическая технология предполагает соответствующую предметно-развивающую среду, прежде всего, лего-конструкторы и уже готовые лего-постройки. Такой подход позволяет ориентировать ребенка на интегрированную деятельность: дальнейшее продолжение игровой деятельности с постройкой и создание новой лего-конструкции.

Мини-технология «Лего-сказка» направлена на создание, конструирование детьми моделей героев сказок и построек для развития сказочных сюжетов с дальнейшим использованием их в игре. Данная технология способствует развитию творческого воображения ребенка, как одного из структурных компонентов детской одаренности.

Мини-технология «Лего-мультфильм (Лего-комикс)». При создании лего-мультфильмов дети знакомятся с новыми для них видами творчества: конструирование картинки мультфильма, видеосъемка, монтаж, звуковое сопровождение. У детей появляется большая возможность для творческого самовыражения, что также способствует развитию их творческих способностей.

Педагогическая технология «Игра-фантазирование» представляет собой совместное сюжетосложение детей. Основой игры-фантазирования является литературный опыт детей, приобретенный при прослушании сказок, приключенческих историй, который преобразуется в ходе игры на основе приемов развития воображения. Необходимым условием данного вида игры является специальное игровое пространство. Участие детей в игре-фантазировании развивает у детей воображение, поэтому педагогическая технология «Игра-воображение» предполагает включение игр и игровых упражнений на развитие творческого воображения.

Содержание программы взаимосвязано с программами по конструированию и развитию речи в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:

• конструирование по образцу,

• конструирование по модели,

• конструирование по условиям,

• конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,

• конструирование по замыслу,

• конструирование по теме.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Объем программы рассчитан на 32 недели, с нагрузкой – 1 раз в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут.

 

Цель и задачи программы

Цель программы – создание благоприятных условий для развития первоначальных конструкторских умений и развитие речемыслительной деятельности на основе ЛЕГО-конструирования.

Задачи программы.

Обучающие:

  • закреплять и развивать навыки конструирования по образцу, условию и замыслу;
  • обогащать и активизировать словарь, совершенствовать монологическую речь (умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования и др.;
  • формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и развитие умственных способностей.

Развивающие:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • развивать творческие способности и логическое мышление детей;
  • развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
  • развивать умения творчески подходить к решению задачи и излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Воспитательные:

  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • развивать коммуникативную компетентность старших дошкольников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества).
  • Содержание и структура занятия.

Каждое занятие имеет гибкую структуру и состоит из трех частей:

  1. вводная часть (настрой на совместную работу, развитие навыков логического мышления: совершенствование навыков классификации, обучение анализу логических закономерностей, активизация памяти и внимания, ознакомление с множествами и принципами симметрии, развитие комбинаторных способностей, закрепление навыков ориентирования в пространстве, обогащение словаря);
  2. основная часть (собственно конструирование и развитие способностей к наглядному моделированию). Ее основу составляет развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением, стимулирование конструктивного воображения при создании постройки, формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога, развитие речи и коммуникативных способностей).
  3. завершающая часть (рефлексия, создание и закрепление у каждого участника эмоционально-положительного чувства от работы на занятии, подведение итогов и оценка достижений через обыгрывание построек, выставка работ). Чередование и сменяемость видов деятельности, смена места действия и положения (сидя, стоя) позволяют активизировать мыслительную деятельность, уменьшить утомляемость и отвлекаемость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация, содержание и методы обучения конструированию

Первое полугодие:

- расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования;

- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных моделей и схем;

- учить определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию;

- формировать представление, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения;

- учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;

- формировать умение строить по схеме;

- учить сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;

- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Второе полугодие:

- закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели;

- учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается;

- правильно называть детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесами и др.);

- продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой;

- учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цель деятельности;

- сравнивать полученную постройку с задуманной;

- развивать способность к контролю за качеством и результатом работы.

Месяц

Тема

Цели

Октябрь

Башня, мост

Закреплять навыки полученные в младшей группе, и приемы построек снизу вверх.

Учить строить простейшие постройки.

Формировать бережное отношение к конструктору.

Веселые утята

Разучивать стихотворение про утят.

Строить из конструктора утят, используя различные детали.

Красивые рыбки

Уточнять и расширять представления о рыбах.

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Учить строить морских обитателей.

Гусенок

Учить строить из конструктора гусенка.

Ноябрь

Улитка

Учить строить улитку.

Воспитывать добрые отношения.

Развивать память, мышление, внимание.

Большие и маленькие пирамидки

Учить строить разные пирамидки.

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Учить бережно относиться к конструктору.

Ворота для заборчика

Учить строить ворота для заборчика.

Аккуратно и крепко скреплять детали ЛЕГО-конструктора.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

Лесной домик

Учить строить дом.

Распределять детали ЛЕГО-конструктора правильно.

Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

Мебель

Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части.

Учить анализировать образец.

Русская печь

Рассказать о русской печке.

Развивать воображение, фантазию.

Учить строить печку из конструктора.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Январь

Загон для коров и лошадей

Учить строить загоны по условиям.

Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук.

Грузовик

Учить строить различные машины, используя детали ЛЕГО-конструктора.

Дом фермера

Учить строить большой дом для фермера.

Развивать фантазию и творчество.

Учить доводить начатое дело до конца.

Мельница

Учить строить мельницу.

Развивать воображение, фантазию.

Февраль

Знакомство со светофором

Учить слушать сказку.

Рассказать о светофоре.

Закреплять навыки конструирования.

Продолжение знакомства со светофором

Продолжать знакомить со светофором.

Учить правила дорожного движения.

Строить проезжую часть и надземный переход.

Робот

Познакомить с игрушкой робот.

Учить строить из ЛЕГО-конструктора.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Март

Мы едем в зоопарк

Учить отличать хищников от травоядных животных.

Слон

Учить строить слона.

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Обезьяна

Учить строить обезьяну.

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Апрель

Ракета, космонавты

Рассказать о космических ракетах и космонавтах.

Учить строить ракету и космонавтов.

Грузовая машина с прицепом

Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета.

Корабли

Дать обобщенное представление о кораблях.

Учить способам конструирования.

Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

Поезд

Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда.

Развивать фантазию, воображение.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Май

Разные профессии

Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель).

Пожарная машина

Рассказать о работниках пожарной части.

Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину.

Развивать творчество и логическое мышление.

Учить понимать нужность профессии.

Самолет

Рассказать о профессии летчика.

Учить строить самолет, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

В результате освоения программы ребенок может:

знать

  • строительные детали (пластина, кирпичик, колесо, специальные элементы: рамы, двери, оградки)
  • конструктивные свойства строительных деталей (устойчивость, форма, величина)

уметь

  • выделять части разных видов транспорта, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части
  • устанавливать ассоциативные связи
  • анализировать образец постройки
  • самостоятельно изменять постройки
  • соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции

иметь представление

  • о различных зданиях и сооружениях вокруг их домов, детского сада.
  • о простейших архитектурных формах

Перспективное планирование

Воспитатель Наумова Евгения Леонидовна

Детский сад №79''Лучик'' г.Якутск