Программа и план работы кружка по конструированию с детьми среднего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
XXI в. внёс в систему образования дошкольников новые игры и развлечения.
Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и
простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить.
Развитие образовательного процесса идёт по многим направлениям,
затрагивая главным образом формирование личностных качеств
дошкольника. Результатом образовательной деятельности дошкольных
учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а
приобретаемые ребёнком качества, такие, как любознательность,
активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность,
которые наилучшим образом способствуют развитию детей.
В то же время педагог должен искать способы наиболее интересного
и в то же время несложного развития вышеперечисленных качеств.
Трудно заинтересовать детей абстрактными понятиями и уж тем
более невозможно заставить их выучить материал, если они не
понимают цели его изучения.
В своей профессиональной деятельности педагог должен стремиться использовать разнообразные приёмы и методы развития детей, ведь нынешние дошкольники живут в мире компьютеров, интернета, электроники и автоматики и хотят всё это изучать и использовать в процессе образования. Одним из путей достижения этих целей является совместная интеграционная деятельность дошкольника, педагогов и родителей по лего-конструированию.
Основные цели обучения лего-конструированию:
Главным фактором развития детей с помощью Лего является, конечно же, само по себе конструирование, с помощью которого дошкольники учатся правильно создавать конструкции по схемам, подбирать детали, варьировать их, выстраивать модели. Это позволяет не только развивать в них навыки конструирования, но и решать проблемы в других образовательных областях, предусмотренных программой ДОУ. Используя конструктор, перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, при достижении которых они, сами того не замечая, обучаются. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального.
Творческая, не рутинная деятельность привлекает каждого ребенка, заставляет его думать, так как она связана с созданием нового, открытием нового знания и своих собственных неизведанных способностей.
Это очень сильный и действенный стимул к занятиям Лего конструированием, к приложению усилий, нацеленных на преодоление возникающих сложностей при создании изделия.
Если деятельность дошкольника находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей, то она развивает его способности, максимально используя зону потенциального развития.
Деятельность, которая находится в рамках, не достигающих оптимальной зоны трудностей, гораздо меньше развивает способности ребенка. Если конструирование очень простое для ребенка, то оно всего лишь реализует, использует те способности ребенка, которые у него уже есть; если задание слишком сложное, практически невыполнимое для ребенка, то это тоже не формирует новые умения и навыки.
Для развития способности детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования должны быть созданы условия:
– процесс конструирования должен приносить ребенку удовольствие;
– конструктивно-игровую деятельность детей необходимо начинать способом «от простого к сложному»;
– обеспечение успеха в начале работы по конструированию;
– доступность и достаточность количества комплектов конструктора для всех детей;
– все задания ребенок должен выполнять самостоятельно;
– равноправное общение детей со взрослыми;
– личностно-ориентированный подход педагога к ребенку;
– общение должно носить познавательный характер;
– создание ситуации выбора, предоставление дошкольникам реальных прав выбора цели, задач, условий, материалов, средств деятельности.
Лего-конструирование как педагогическая технология предполагает соответствующую предметно-развивающую среду, прежде всего, лего-конструкторы и уже готовые лего-постройки. Такой подход позволяет ориентировать ребенка на интегрированную деятельность: дальнейшее продолжение игровой деятельности с постройкой и создание новой лего-конструкции.
Мини-технология «Лего-сказка» направлена на создание, конструирование детьми моделей героев сказок и построек для развития сказочных сюжетов с дальнейшим использованием их в игре. Данная технология способствует развитию творческого воображения ребенка, как одного из структурных компонентов детской одаренности.
Мини-технология «Лего-мультфильм (Лего-комикс)». При создании лего-мультфильмов дети знакомятся с новыми для них видами творчества: конструирование картинки мультфильма, видеосъемка, монтаж, звуковое сопровождение. У детей появляется большая возможность для творческого самовыражения, что также способствует развитию их творческих способностей.
Педагогическая технология «Игра-фантазирование» представляет собой совместное сюжетосложение детей. Основой игры-фантазирования является литературный опыт детей, приобретенный при прослушании сказок, приключенческих историй, который преобразуется в ходе игры на основе приемов развития воображения. Необходимым условием данного вида игры является специальное игровое пространство. Участие детей в игре-фантазировании развивает у детей воображение, поэтому педагогическая технология «Игра-воображение» предполагает включение игр и игровых упражнений на развитие творческого воображения.
Содержание программы взаимосвязано с программами по конструированию и развитию речи в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:
• конструирование по образцу,
• конструирование по модели,
• конструирование по условиям,
• конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
• конструирование по замыслу,
• конструирование по теме.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Объем программы рассчитан на 32 недели, с нагрузкой – 1 раз в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы – создание благоприятных условий для развития первоначальных конструкторских умений и развитие речемыслительной деятельности на основе ЛЕГО-конструирования.
Задачи программы.
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Каждое занятие имеет гибкую структуру и состоит из трех частей:
Организация, содержание и методы обучения конструированию
Первое полугодие:
- расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных моделей и схем;
- учить определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию;
- формировать представление, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения;
- учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- формировать умение строить по схеме;
- учить сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Второе полугодие:
- закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели;
- учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается;
- правильно называть детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесами и др.);
- продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой;
- учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цель деятельности;
- сравнивать полученную постройку с задуманной;
- развивать способность к контролю за качеством и результатом работы.
Месяц | Тема | Цели | |
Октябрь | Башня, мост | Закреплять навыки полученные в младшей группе, и приемы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. | |
Веселые утята | Разучивать стихотворение про утят. Строить из конструктора утят, используя различные детали. | ||
Красивые рыбки | Уточнять и расширять представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить морских обитателей. | ||
Гусенок | Учить строить из конструктора гусенка. | ||
Ноябрь | Улитка | Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать память, мышление, внимание. | |
Большие и маленькие пирамидки | Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к конструктору. | ||
Ворота для заборчика | Учить строить ворота для заборчика. Аккуратно и крепко скреплять детали ЛЕГО-конструктора. | ||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Декабрь | Лесной домик | Учить строить дом. Распределять детали ЛЕГО-конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования. | |
Мебель | Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. | ||
Русская печь | Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора. | ||
Конструирование по замыслу. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Январь | Загон для коров и лошадей | Учить строить загоны по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук. | |
Грузовик | Учить строить различные машины, используя детали ЛЕГО-конструктора. | ||
Дом фермера | Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию и творчество. Учить доводить начатое дело до конца. | ||
Мельница | Учить строить мельницу. Развивать воображение, фантазию. | ||
Февраль | Знакомство со светофором | Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования. | |
Продолжение знакомства со светофором | Продолжать знакомить со светофором. Учить правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход. | ||
Робот | Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из ЛЕГО-конструктора. | ||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Март | Мы едем в зоопарк | Учить отличать хищников от травоядных животных. | |
Слон | Учить строить слона. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. | ||
Обезьяна | Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. | ||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Апрель | Ракета, космонавты | Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов. | |
Грузовая машина с прицепом | Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета. | ||
Корабли | Дать обобщенное представление о кораблях. Учить способам конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. | ||
Поезд | Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. | ||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Май | Разные профессии | Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель). | |
Пожарная машина | Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину. Развивать творчество и логическое мышление. Учить понимать нужность профессии. | ||
Самолет | Рассказать о профессии летчика. Учить строить самолет, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество. | ||
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
В результате освоения программы ребенок может: | |||
знать |
| ||
уметь |
| ||
иметь представление |
|
Перспективное планирование
Воспитатель Наумова Евгения Леонидовна
Детский сад №79''Лучик'' г.Якутск